Устройство мотоблока.
Мотоблок состоит из следующих основных узлов :двигателя 1,трансмиссии 2 ,ходвовой части 3 и органов управления 4.
Рассмотрим подробнее каждый из узлов.
Двигатель.
Практически во всех моделях мотоблоков используются четырехтактные бензиновые (карбюраторные) или дизельные двигатели мощностью от 5 до 11 л.с.Как правило в карбюраторных двигателях применяется воздушная ,а в дизельных - воздушная или жидкостная система охлаждения.Объем топливных баков у мотоблоков варьируется от 2,5 до 7 литров.
Карбюраторные двигатели обладают такими достоинствами:имеют меньший вес и габариты,запуск двигателя более легкий,во время работы производят гораздо меньше шума.Существенным минусом карбюраторных двигателей есть намного больший расход топлива.К тому же карбюраторные двигатели обладают меньшим моторесурсом ,чем дизельные ,следствием чего является меньший срок их службы.
Трансмиссия .
Трансмиссия служит для передачи вращающего момента от двигателя к колесам и изменения скорости и направления движения мотоблока.Она состоит обычно из нескольких узлов ,последовательно соединенных друг с другом :
Редуктор(шестеренчатый либо цепной) - передает вращающий момент непосредственно на силовой вал ,к которому крепятся колеса.
Дифференцыал (в некоторых моделях) - предусмотрен для лучшего маневрирования и плавного поворота во время движения ,дает возможность колесам вращаться с разной скоростью.
Сцепление - выполняет несколько функций:передачу крутящего момента от коленвала двигателя на вал коробки передач (редуктора),разъединение редуктора и двигателя во время переключения передач,обеспечение плавного трогания мотоблока с места и его остановку без отключения двигателя.
Коробка передач - служит для переключения скоростей ,которых может быть разное количество (до 6-ти передних и 2-х задних).
По своему типу узлы трансмиссии(редукторы и коробки передач)могут быть:
- шестеренчатыми ( состоит только из цилиндрических и конических шестерен) - применяется в основном на тяжелых мотоблоках.
- ременными .
- цепными .
- ременно-шестеренчатые,ременно-цепные,ременно-шестеренчато-цепные -в легких и средних мотоблоках.
Трансмиссии мотоблоков имеют валы отбора мощности - которые обеспечивают передачу вращающего момента к рабочим органам машины.По своему типу и месту расположения в трансмиссии валы отбора мощности могут быть независимыми ,располагающимися до сцепления и вращающимися независимо от его состояния (отключенного или включенного),или зависимыми ,располагающимися после сцепления,и синхронными определенной передаче.В одном мотоблоке может быть несколько валов отбора мощности - различных по типу и скорости вращения.
Ходовая.
Ходовая часть мотоблока -это жесткая рама,к которой крепятся основные узлы и два колеса.В большинстве моделей расположение колес на полуосях можно регулировать,тем самым изменяя ширину колеи.Для лучшего сцепления колес с грунтом вес мотоблока может быть искусственно увеличен,при этом к дискам колес крепится специальный балласт.
В некоторых моделях мотоблоков рама отсутствует ,в этом случае каркасом служит корпус трансмиссии.Прицепное устройство,позволяющее присоединять к мотоблоку рабочее оборудование,крепится к каркасу.
Органы управления.
Органы управления - это совокупность механизмов ,обеспечивающих изменение направления движения и скорости мотоблока.К ним относятся :руль,рычаги и тяги переключения скоростей ,рычаги управления сцеплением ,подачи "газа",экстренной остановки двигателя и пр.